Письменные практики
Писательская камера
Вы когда-нибудь вели писательскую видеосъемку? Хотим показать вам несколько интересных ракурсов. Эта техника здорово подойдет для описания пространства.
Смотрите, как можно использовать вашу «камеру» в создании текстов:
1
Съемка сверху
Автор, как Карлсон, летит над землей и смотрит на мир свысока. Чем выше он поднимается, тем ровнее становятся предметы – геометричные поля, круглые площади, прямоугольные и квадратные домики, зигзагообразные речки и эллипсоидные озера.
2
Ракурс
Автор отступает назад, чтобы зафиксировать декорации, на фоне которых разворачивается действие. Он описывает мир, в который читатель вот-вот вступит, иногда создавая соответствующее настроение с помощью эпитетов и метафор.
3
Средняя дистанция
Камера приближается к месту действия, настолько близко, чтобы разглядеть основных участников и понять, что они делают. Это самая типичная дистанция, с которой написано большинство газетных историй.
4
Крупный план
Камера наезжает так, чтобы увидеть лицо объекта, чтобы различить злость, страх, ужас, печаль, иронию и другие эмоции.
5
Макросъемка
Автор сосредотачивается на важной детали, которую невозможно разглядеть с расстояния: кольцо на мизинце гангстера, день, обведенный кружком на календаре, банка пива в руке у полицейского.

Автор приемов: Рой Кларк "50 приемов писателя"
Задание
Отправьтесь на прогулку по дому с фотоаппаратом (подойдет камера мобильного телефона). Сфотографируйте интересные места с разных ракурсов.

Например:
  • встаньте на стул и сфотографируйте сверху ваш рабочий/кухонный стол;
  • лягте на пол и сфотографируйте потолок/ люстру/ гардину;
  • сядьте в угол и сфотографируйте комнату целиком;
  • откройте шкаф и крупно сфотографируйте содержимое;
  • откопайте в шкафу забытую вещь и сфотографируйте ее максимально крупно со всех сторон.
Пересмотрите получившиеся фотографии. Найдите интересные образы. Опишите то, что вышло на снимках, то есть воссоздайте картину словами.

Дополнительно. Практикум от Кларка:

1. Перечитайте отрывки из Ваших последних статей, обращая внимание на дистанцию между автором и объектом описания. Проанализируйте свои пристрастия. Перемещаете ли вы свою камеру? Или предпочитаете писать с безопасной средней дистанции?

2. Смена дистанции и ракурса — сердце кинематографа. Пересмотрите свой любимый фильм, обращая внимание на работу оператора. Подумайте, как бы вы описали на бумаге некоторые сцены.

3. В следующий раз возьмите на задание фотоаппарат. Ваша цель не сделать снимки для публикации. Ваша цель — внимательный взгляд и чуткий ум. Делайте фотографии с разных точек и под разным углом. Просмотрите снимки, прежде чем писать текст.

4. Когда Вы будете готовить следующий репортаж, сделайте над собой усилие и измените свою точку отсчета. Если возможно, осветите событие крупным планом и с максимального удаления, со зрительского места и из-за кулис.

Удачи!
Другие письменные практики