#текстолето 2018
Сам себе режиссер
Про "можно и нельзя"
День 4

день курса
20 минут

потребуется вам на выполнение задания
о пространстве

о чем будем писать?
Ваша камера в литературе
У меня есть двоюродная сестра, ее зовут Ника. Точнее, Доминика Алексеевна. Так семилетняя девочка представляется в школе. Она гордится своим именем и дает необычные прозвища окружающим книжкам, игрушкам, ботинкам и даже шишкам, что принесла прошлым летом из леса, а теперь хранит в шкафу. Доминика живет в своем мире и, играя в слова, загадывает не твердое/ жидкое/ или живое/неживое, а мистическое и только ей понятное фиолетовое «ничего».

Иногда после нескольких попыток отгадать слово мама Ники теряет терпение и журит дочку, с упреком говоря: «Ты фантазерка! Загадай настоящее! Так нельзя, мы с тобой не играем!»

Но девочка не отчаивается, и через несколько ходов вновь загадывает «ничего». Ей все можно. Доминика — сама себе режиссер.

Вчера вы писали сказочные истории вопреки привычным «можно и нельзя». Вы играли по своим правилам, создавали своих персонажей, свои миры. Тексты получились живыми и самыми что ни на есть настоящими. Мне понравилось! А вам?

Давайте продолжим? Я хочу, чтобы вы сохранили детский трепет и выключили родителя с упреками и делениями на «можно и нельзя».

Помните, что вы — сами себе режиссер.
Среди писательских техник есть прием под названием «Камера».

Вы когда-нибудь вели видеосъемку? Хочу показать стандартных ракурсов. Смотрите, как можно использовать вашу «камеру» в создании текстов:

  1. Съемка сверху: автор, как Карлсон, летит над землей и смотрит на мир свысока. Чем выше он поднимается, тем ровнее становятся предметы – геометричные поля, круглые площади, прямоугольные и квадратные домики, зигзагообразные речки и эллипсоидные озера.
2. Ракурс: автор отступает назад, чтобы зафиксировать декорации, на фоне которых разворачивается действие. Он описывает мир, в который читатель вот-вот вступит, иногда создавая соответствующее настроение с помощью эпитетов и метафор.

3. Средняя дистанция: камера приближается к месту действия, настолько близко, чтобы разглядеть основных участников и понять, что они делают. Это самая типичная дистанция, с которой написано большинство газетных историй.

4. Крупный план: камера наезжает так, чтобы увидеть лицо объекта, чтобы различить злость, страх, ужас, печаль, иронию и другие эмоции.

5. Максимальный наезд: автор сосредотачивается на важной детали, которую невозможно разглядеть с расстояния: кольцо на мизинце гангстера, день, обведенный кружком на календаре, банка пива в руке у полицейского

Задание
Ваша задача — отправьтесь на прогулку по дому с фотоаппаратом (подойдет камера мобильного телефона). Сфотографируйте интересные места с разных ракурсов. Например:

· встаньте на стул и сфотографируйте сверху ваш рабочий/кухонный стол;

· лягте на пол и сфотографируйте потолок/ люстру/ гардину;

· сядьте в угол и сфотографируйте комнату целиком;

· откройте шкаф и крупно сфотографируйте содержимое;

· откопайте в шкафу забытую вещь и сфотографируйте ее максимально крупно со всех сторон.

Пересмотрите получившиеся фотографии. Найдите интересные образы. Кратко опишите то, что вышло на снимках, то есть воссоздайте картину словами.


Тексты пишите в блокнот и/или публикуйте в соцсетях с хештегами #текстосемья и #текстолето. Это позволит нам увидеть, прочитать ваши тексты и дать комментарии.

Удачи!
Ира Новгородцева
автор марафона #текстолето