#текстолето 2018
Американские горки
Вжух-вжух!
День 11

день курса
15 минут

потребуется вам на выполнение задания
о ритме

о чем будем писать?
Наполняем слова энергией
Хотите сделать мир лучше? Подарите ему хороший текст.

Это снова ВКонтакте мне идею подбросил. А я сижу, глазами зеваю, ртом хлопаю, потягиваюсь, слова растягиваю и растягиваюсь, как кот, думаю, как бы собраться с мыслями, все вам рассказать, разложить по полочкам так, чтобы встало ровно, без искажений и дырочек…

Ладно. Ближе к делу. Сегодня в программе — американские горки.

Поглядите на них издалека. Оцените длину, высоту, изгибы. Закиньте голову, глазом зафиксируйте вершину Эвереста. Приготовьтесь. Садитесь в кабину.

Посмотрите по сторонам, разглядите листочки, лепесточки, синее небо и облака, шапочку младенца в коляске скользящей мимо винтажной дамы с джинсами-клеш из прошлого века. Мальчик в зеленой футболке машет рукой. Значит, едем.

Едем долго, нагнетающе, смакуя каждый сантиметр опасных рельсов, улавливая микрозвуки и интонации прохожих. Облака еще плывут, солнце все еще видно на горизонте. Потом быстрее, ближе к кульминации, больше эмоций. Листочки, синева и шапочка младенца сливаются в одну размытую палитру... Вот уже под коленками что-то трясется, чуете? Вот уже заскрипела кабинета. Поднялись на вершину. Замерли. Иии… Лязг! Дрязг! Хрыст! Ууух, полетееееееели! и вот уже бьемся макушкой о пластиковое сиденье. Стремительно мчимся! Вокруг маячат железные машины. Карусели. Девчонки, мальчишки. Дама с младенцем. Дедушка с пуделем. Сладкая вата. Фонарь. Попкорн в стакане. Яблоко в шоколаде…

Уже поняли, о чем я?

Сегодня изучим темпы и ритмы.

Моя подруга Саня говорит, что ритмический и интонационный рисунок текста — чуть ли не главный способ наполнить слова энергией.

Звучание вашего опуса — бескрайнее поле для экспериментов. Вспомните любое стихотворение: за счет чего поэт транслирует суть высказывания? В ход идут не только «сильные» и «слабые» ударения, но и построение рифмы, причудливые сочетания согласных, выбор структуры той или иной строфы… В прозе мы также можем использовать поэтические приемы. Попробуйте использовать ритм как дополнительный инструмент для донесения вашего месседжа.
Сделаем шаг назад. Разберем подробнее.
Как работать с темпом и ритмами?

1.Длинные/короткие предложения

Самый простой способ ускорить или замедлить темп вашего текста — выбрать верные конструкции, то есть отрегулировать длину предложений.

Короткие предложения создают эффект обрывистости, быстрой фиксации, резкой смены кадров:

Она пошла по дороге. Тем временем из-за поворота показался грузовик. Девушка подняла руку, и грузовик остановился. Шофер открыл дверцу. В кабине уже сидел один пасcажир.

Длинные предложения позволяют растягивать время, замедлять эмоции, описывать детально, с чувством и толком:

Со стола поднялась холодная длинноногая бронза; ламповый абажур не сверкал фиолетово-розовым тоном, расписанным тонко: секрет этой краски девятнадцатый век потерял; стекло потемнело от времени; тонкая роспись потемнела от времени тоже.

2. Глаголы и существительные

Обилие глаголов позволяет передать динамику, создать эффект быстрого движения, ускорить сюжет:

Петр встал, обошел стол, обернулся, посмотрел на часы, резко метнулся в угол квадратной комнаты, схватился за голову и громко взревел что есть мочи.

Обилие существительных, напротив, замедляет, описывает статичную картину, фиксирует бездействие:

На столе лежали маникюрные инструменты в пластиковой коробке, очки в бархатном футляре, крем, баночка меда, белое вафельное полотенце,карточки, градусник и пустая упаковка таблеток…

3. Повторы, перечисления

Перечисления, как правило, оказывают эффект быстрой смены кадров:

Свободный трос кончился, наша «копейка» рванула машину Рубчика на себя, и дальше мы ничего не видели, сделав по дороге в овраг два, с хряком, рыком и взвизгом, переворота. Перед глазами мелькнули кусты, небо, кусты, небо, трава, много зеленого, желтого, розового цвета.

4. Знаки препинания

Восклицательные предложения, риторические вопросы, многоточия — всё это позволяет усилить напряжение, правильно расставить акценты в тексте (именно поэтому я так трепетно отношусь к знакам!):

Три его грузовика с бочками?.. Вот и пусть их чечены спалят!.. Начхать… У-уууу! Как огонь заполыхает!..»

Кстати, в процессе чтения неслучайно хочется пролистнуть детальное описание природы, монотонную рефлексию главного героя, его очередное воспоминание на полторы страницы…

Именно так — через лирические отступления и многострочную аналитику внутреннего мира — происходит замедление ритма.

5. Игра на контрасте

Создавая внезапный скачок ритма, ускоряя тягучий абзац внезапными резкими глаголами или наоборот — постепенно снижая интенсивности, вы добиваетесь нужного эффекта, будите читателя и удерживате его интерес:

Например, вот как в рассказе «Хочу быть сильным» переключает «скорость» Сергей Довлатов:

«Дни тянулись серые и неразличимые, как воробьи за окнами. Как листья старых тополей в унылом нашем палисаднике. Сон, кефир, работа, произведения Золя <...> Задыхаясь, я бежал к своему дому. Господи! Торговец, стоматолог и портной! И этим людям я завидовал всю жизнь! Но про автомобили они, конечно, соврали! Разумеется, соврали! А может быть, и нет!..»

P.S. Довлатов — гений! Рекомендую всем для воспитания правильного чувства темпоритма.

Задание
Шаг 1. Выберите интересные конструкции из вчерашнего задания — отдельные слова, словосочетания, эпитеты, метафоры, сравнения. Оптимально выбрать и выписать 5-10 конструкций.

Шаг 2. Опираясь на теорию и используя выбранные конструкции, составьте два небольших (!) очерка: первый — длинно-тягучийописательный(ориентир — Бунин, Тургенев); второй — резкий, дерзкий, быстрый, событийный (как у Довлатова).

Тема может быть любой — ваши сны, фантазии, ваш день, поход в магазин, написание диплома, полет на параплане…) не ограничивайте себя)

ПРИМЕР:

Ден искренне верил, что каждый человек вправе выбирать судьбу сам, устраивать свою жизнь так, как хочется. Жить там, где хочется. Великие и божественные горы Кавказа, чистейшие воды Байкала, живописный Ванкувер, комфортная и мистическая Вена, ультрасовременный Сингапур — весь мир ждёт своих людей. Прокрутив эти мысли в голове, Ден сдался: он не стал ничего возражать, не стал обижаться, он не спорил и доказывать. Он налил кипяток, заварил чай, еле заметно улыбнулся проводнику и продолжил своё путешествие длиною в жизнь.

Он швырнул все со стола. Сдёрнул портрет со стены. Повалил цветочный горшок. Сил не осталось. Она ушла, не обернувшись. Тихо, безмолвно. Сколько можно спорить? Зачем ругаться? Надо уяснить, понять, принять наконец-то! У каждого своя правда. Своя.

Катерина Веретнова


Тексты пишите в блокнот и/или публикуйте в соцсетях с хештегами #текстосемья и #текстолето. Это позволит нам увидеть, прочитать ваши тексты и дать комментарии.

Ира Новгородцева
автор марафона #текстолето