текст от а до я
Терапия текстом: как это работает?
#текстотерапия: механика, разбор кейса и 5 практик для самостоятельной работы

Автор статьи: Ира Новгородцева, основатель школы текста "Глаголица", специалист по тексту и коммуникациям
Уже год мы занимаемся терапией — без хирургических вмешательств помогаем людям увидеть внутренние беспокойства, найти их причины, решить конфликты и достичь гармонии с помощью текста. Как же это работает? На чем мы основываемся, с какими техниками работаем? Какие практики уже сегодня вы можете использовать для самостоятельной работы? Ответы вы найдете в тексте.
Изначально «текстотерапией» назывался один из наших курсов. Сегодня же текстотерапия — это суть, основа, философия нашей работы с текстом, фундамент каждой программы.

Дам немного теории в начале, чтобы ввести вас в курс дела. Дальше объясню, раскрою термины и механику терапии на практических примерах.

Что есть текстотерапия? Из названия очевидно, что в термине два основополагающих аспекта — текст и терапия.

Терапия — это процесс, который направлен на облегчение, снятие и устранение проявлений того или иного заболевания, травмы или патологического состояния. Цель терапии — нормализовать нарушенные процессы жизнедеятельности, то есть помочь человеку выздороветь, восстановить здоровье. В нашем случае речь идет о здоровье психологическом, поэтому цель текстотерапии близка к цели психотерапии — достижение психологического благополучия и гармонии. Отличия — в подходах и инструменте. Текстотерапия, главным образом, опирается на текст.

Текст — это последовательность символов; зафиксированная на каком-либо носителе человеческая мысль. В широком смысле (с точки зрения психолингвистики и философии) текстом может быть все, что угодно — от надписи на заборе и цвета вашей помады до национальной одежды японцев, языка хинди и ВВП Доминиканской республики. Текст — это вообще любая информация, которую можно создать, передать и интерпретировать.
Механика
Если рассматривать язык как способ передачи информации (текста), то, очевидно, что каждый человек использует свой, уникальный, неповторимый, как рисунок на кончиках пальцев, язык.

Ваш язык — это аутентичная комбинация ваших личных слов, словосочетаний, взглядов, жестов, движений, ваших личных способов взаимодействия с другими людьми. И ни один другой человек, даже если он говорит на том же самом русском/ английском/ немецком языке, даже если он исповедует ту же веру, даже если он рождён в том же регионе/ городе/ доме, даже если он учился в том же колледже/ университете, что и вы, не способен даже близко передать, скопировать и изобразить ваш язык.

Потому что язык — это отражение вашего мышления (ваших личных фильтров, установок, убеждений и мнений), основанного на вашем личным опыте, который формируется всю жизнь.

С этой точки зрения, язык — это наглядный снимок, рентген, фотография всех ваших опытов. То, как вы говорите, пишите, ведёте коммуникацию, отражает то, как вы живете и думаете. Даже неосознанно, даже намеренно контролируя себя, вы все равно будете транслировать то, что внутри вас — ваши мысли, эмоции, чувства и убеждения.
Что с этим делать?
Для меня любой ваш текст — это материал, с которым можно работать.

По тексту (зафиксированному письменному или устному языку), по словам, звукам, конструкциям, невербальной коммуникации я могу прочитать вас. Через текст я вижу, что вас беспокоит — то, что, возможно, не видно вам самим. Чаще всего, это ограничивающие убеждения, установки, сомнения и страхи, которых вы не осознаете (но они отражаются в вашем языке, тексте и видны мне), которые существенно влияют на вашу жизнь — на самочувствие, самооценку, настроение, на обстановку дел в финансах, бизнесе, семье; на коммуникацию с другими людьми.

Моя задача, как практика текстотерапии — прочитать ваш текст и перевести его для вас — стать вашим проводником, личным переводчиком — помочь вам увидеть себя: объективно посмотреть на свои установки, мысли, эмоции и действия.

После прочтения обычно я задаю вопросы:
Как вам с этим?
Вас это устраивает?
Вы хотите так? Или пора что-то менять?


Я никогда не даю готовых ответов и не навязываю решений. Все зависит и исходит только от вас.

В текстотерапии — если вы действительно хотите и готовы работать со своими установками — мы предлагаем на выбор ряд практик, которые способны в этом помочь. Это письменные практики — фрирайтинг, дневниковые практики, терапевтические письма, текстопрограммирование, а также mindfulness, графология, практики из психологии и психотерапии — только те, что мы пробовали и применяли сами.
фотография с писательского завтрака #булочкистекстом от школы "Глаголица" в Тюмени (завтраки проходят регулярно в 5 странах и 20 городах мира)
Наглядные примеры
Для более ясного понимания приведу пример из практики. Весной ко мне пришла Катя (имя изменено) с запросом «про деньги». Перед консультацией я задала ей несколько вопросов и попросила ответить письменно, желательно без редактуры.

Катя написала два текста:
Текст №1

Сейчас часто нестабильно, раскачисто, ухабисто. Разумом понимаю, что такое, порой, случается со мной, и было бы лучше переждать эмоциональную бурю. Залечь на дно и набраться энергии. Но почему-то продолжаю биться головой, как рыба о лед. Совсем обессилев, падаю от того, что подняться уже нет сил.

Вспоминаю такое в детстве. Истерю, стучу кулачками в подушку, смахиваю вещи со стола. Из-за чего уже и не вспомню. Мама заключает в объятия и я успокаиваюсь, тело обмякает, становится неподъемным.

Щелчок и уже все хорошо. Счастлива без причины. Чувствую вдыхаемый воздух каждой клеточкой тела. И, кажется, живу свою лучшую жизнь.

Ощущаю и знаю, что Вселенная щедра и изобильна. В ней уже есть все, что мне необходимо. От необходимого и желаемого меня отделяют установки, которые, как устаревший компьютер, часто тормозят. Копаю и распутываю. Все для того, чтобы выбирать чувства и мысли, управлять собой и своим будущим.
Мой комментарий (что я вижу в тексте):

Нестабильно, раскачисто, ухабисто — эмоциональные качели, с которыми Катя сталкивается не впервые. Привязка к детству, триггер на маму (мама — ключевой герой текста, который меняет ход "внутренних" событий, состояний): "вспоминаю такое в детстве: истерю, стучу кулачками в подушку...., мама заключает в объятья и я успокаиваюсь". Вижу паттерн (шаблон поведения): мне плохо — я демонстрирую это — приходит мама и спасает. Предполагаю, что девушка может повторять его и сейчас, во взрослой жизни. Вероятно, страдания и неудачи сейчас — это сигналы SOS, которые девушка шлет маме, чтобы та пришла, спасла, заключила в объятья, выслушала и поддержала. Конечно, девушка не устраивает себе неудачи специально, однако она может притягивать их неосознанно, так как в ее уме сложилась такая установка.
Могу предположить, что Катя зависима от маминого мнения, ее заботы, ей важно сохранить хорошие отношения.
Несмотря на слова про разум и фразу "от необходимого меня отделяют установки", все же девушка пишет и оперирует эмоциями, не до конца осознает, что именно она прорабатывает, что именно ее тормозит и точно ли она готова с этими "тормозами" расстаться.
После прочтения текста и выдвижения гипотез (предварительной части) мы с Катей встретились в скайпе, где началась основная — устная — часть работы. Основываясь на подходе Байрон Кейти и Анкеты ОНЖ Кристины Макаровой, я задала девушке еще ряд вопросов, чтобы подтвердить или опровергнуть свои гипотезы. В первые минуты разговора Катя подтвердила, что сильно привязана к маме и нуждается в ее одобрении. Затем сообщила, что маме трудно выражать свою любовь словами, поэтому единственный способ проявления чувств для нее — давать Кате деньги. Чувствуете связь? Прежде чем подвести итог, хочу показать текст, который написала Катя после нашей сессии.
Текст №2

Один человек думает, что живет.
Утром мчится на первую работу, чтобы с нее мчаться на вторую. Дышит через раз, пятки еле касаются земли. В икры как будто острые иголки втыкают.

Вечером идет на тренировку. Доводит себя до состояния: «Кто я? Какой сегодня год?». Все для того, чтобы перестать стирать мысли-тряпочки во внутренней стиральной машине. И не включать отжим на тысячу оборотов. Выдыхает. Опять от чего-то скрылся, убежал. Спасен на сегодня.

Человек позволяет себе внеочередной отпуск. «Просто так, заслужил», - говорит. Только перед этим решает поработать побольше. «Потерпи, зато потом отдохнем», - шепчет себе обессиленному. Через пару дней пытается усмирить дергающийся глаз.

Задумался человек: «Что будет, если перестать доводить себя до изнеможения? О чем буду думать? Как буду себя чувствовать? О чем стану мечтать? Во что верю, раз оказался здесь? Правда ли, что мне нужно это?».
Теперь один человек думает, ЧТО он живет.

После сегодняшнего разговора написалось. Ира, спасибо, за возможность разглядеть себя.

Мой комментарий (что я увидела в текстах и на консультации):

Причина проблем в отношении с деньгами, которые Катя обозначила в начале консультации, были тесно связаны с проблемами в отношениях с мамой. За 28 лет взаимодействия Катя усвоила модель поведения: когда мне плохо — я демонстрирую это, показываю маме — и она всегда приходит на помощь, спасает, любит меня. Что произошло, когда Катя выросла? Шаблон встроился в ее взрослую жизнь: Катя много и усердно работала, упахиваясь и изнемождаясь, при этом не зарабатывая денег, чтобы показать маме, как ей плохо, чтобы та пришла, дала денег, спасла и проявила любовь.

— Как ты думаешь, что случится, если ты вдруг станешь богатой завтра утром? Начнешь зарабатывать миллионы?
— Мама не будет любить меня.

Все это время Катя не могла и не хотела зарабатывать деньги из страха потерять связь с мамой. С точки зрения психологии, из неудач в финансовом плане она извлекала скрытую выгоду — одобрение, принятие, мамину любовь. И все это мы выяснили, основываясь на Катином тексте — устном, письменном и невербальном.
фотография с писательского завтрака #булочкистекстом от школы "Глаголица" в Тюмени (завтраки проходят регулярно в 5 странах и 20 городах мира)
Как помочь себе текстом?
Вы можете помочь себе текстом сами и заняться текстотерапией прямо сейчас. Возьмите ручку, бумагу и поговорите с собой. Ответьте на вопросы:

1) Как вы сейчас?
2) Что вас беспокоит?
3) Чего вам не хватает?
4) Чего вы хотите?
5) Почему вы несчастны/ неудачливы/ не богаты, в чем ваша скрытая выгода?

Ответьте устно (на диктофон), или письменно единым потоком, не редактируя мысли. Спросите себя: как вам с этим? Хотите ли что-то менять? Готовы ли с этим работать?

Из практик рекомендую:

1) фрирайтинг — свободное письмо без цензуры и редактуры;
2) дневниковые практики — честные диалоги с собой;
3) текстопрограммирование — детальное прописывание желаний в настоящем времени;
4) чек-листы — составление списков своих целей и ценностей;
5) графотерапия — наблюдение за почерком, прописывание букв с разным наклоном/ нажимом (подробнее о графологии читайте в блоге нашего эксперта-графолога Елены Карпушиной в Instagram).

Во время консультации мы с Катей увидели глубинные ограничивающие убеждения: 1) если я буду много зарабатывать, мама меня разлюбит; 2) много зарабатывать и иметь гармоничные отншения в семье одновременно невозможно; 3) для того, чтобы быть зарабатывать, нужно пахать, изнемождать себя работой. «Как тебе с этим? Хорошо, комфортно?» — спросила я Катю. Катя помотала головой. Мы сошлись на мнении, что быть финансово успешной и иметь хорошие отношения с мамой одновременно возможно. Эта новая, позитивная установка Кате показалась удивительной, но гораздо более эффективной.

После консультации, для закрепления новой установки, я посоветовала Кате заниматься фрирайтингом и текстопрограммированием в течение 2-4 недель. Девушка стала прописывать свои новые цели и желания — отдых, финансовое благополучие, гармония в семье. Результаты не заставили себя ждать: вскоре Катя попросила у руководства неоплачиваемый отпуск, а ее похвалили за работу и отправили в путешествие за счет компании. Будучи в путешествии, Катя получила сообщение о повышении зарплаты на 30%. Говорит: "Ира, не знаю, как это работает, но все закрутилось!..."

О фрирайтинге и других практиках вы можете почитать здесь, заняться глубокой терапией — на наших курсах. На текстотерапии в течение трех недель вы объективно увидите себя и свои установки, получите инструменты для их проработки, личную поддержку и сопровождение от меня и наших экспертов, практикующих специалистов — графолога Елены Карпушиной, психотерапевта Полины Пищулевой.

Узнать подробности и забронировать место заранее можно на нашем сайте.
Занимайтесь текстом и будьте здоровы!
основатель школы текста "Глаголица", автор курса #текстотерапия, специалист по тексту и коммуникациям