человек-текст
Аргентинское танго в Берлине
Интервью с Чиче Нуньесом, танцором, преподавателем, путешественником
Вчера он был в Копенгагене, а завтра будет в Париже. Мы встретились в Берлине за чашкой кофе, чтобы поговорить о главной страсти его жизни – танго. Три года он был моим учителем, пять лет другом, и вот сегодня он герой моего интервью. Аргентинец Чиче Нуньес, преподаватель танго в Берлине, и его путь художника: от физики и литературы к танцам, от юношеского увлечения к выступлениям по всему миру, от бизнеса к мистическим переживаниям. Следуйте за нами!
Учить нельзя танцевать
– Ты больше танцор или преподаватель танцев?

– Вау! Это хороший вопрос. Думаю, что де-факто больше танцор, чем учитель. Но иногда больше учитель, чем танцор. Это зависит от периода моей жизни. Когда-то я должен был или хотел больше учить или наоборот, больше танцевать. Именно этот вопрос был для меня важным в последние годы. Я находился в поиске баланса между двумя этими вещами. Искал баланс, потому что понимал, что обе вещи связаны между собой. Правда, я обнаружил, что сам себя чувствую больше танцором, чем учителем. Хотя в то же время чувствую, что я действительно хороший учитель, и это тоже часть меня. Это значит, что преподавание для меня – способ понять лучше то, что я делаю со своим собственным телом. Это своего рода самоисследование, которое я провожу вместе со своими учениками. Они всегда задают много вопросов, и я должен углублять своё знание и осознавание своего собственного движения. Так я узнаю гораздо больше для собственной практики.

Таким образом, желание быть только танцором выросло в желание быть танцором, который делится тем, что он делает. Я увидел пользу от преподавания для себя как танцора. Это не значит, что я не получаю удовольствия от преподавания. Это означает только то, что пока моё тело молодо, я предпочитаю делать то, что я в состоянии делать сейчас и то, что я не смогу делать всегда в том же качестве и с той же интенсивностью. Преподавать я могу всегда. Я осознаю, что сейчас я должен больше танцевать, чем преподавать. Но это не означает, что мне не нравится преподавать. Сейчас я должен больше делать то, что могу делать только сейчас, а потом, позже я смогу больше учить и делиться своими знаниями с людьми.

Объединяя людей и стиль Уркиса
– Расскажи, чем ты занимался в последнее время?

– В прошлом году я принял решение снова путешествовать и больше танцевать. Я стал больше ездить и встречаться со своими коллегами. На самом деле, с лета до осени я действительно танцевал гораздо больше. В сентябре я был в Стамбуле, выступал с моей коллегой Александрой Гутти (Alexandra Gutti), удивительной танцовщицей. Мы вместе делали шоу там, и сейчас мы вместе в проекте, в котором я объединяю адептов стиля Уркиса. Это значит, что я езжу в разные города, где встречаюсь с бывшими учениками – своими и моего учителя Хосе Браэмча (José Brahemcha), который был одним из двух основателей стиля Уркиса вместе с Луи Лемосом (Luis Lemos).

Моя цель – сохранить стиль живым и уберечь его от изменений, чтобы он cмог пережить время. В прошлом месяце я много работал, ездил встречаться с людьми, которые тоже практикуют этот стиль. Это может звучать легко, но нас, практикующих этот стиль, не так много. Идея в том, чтобы мы знали, что нас не мало, просто мы разбросаны по миру. Цель – соединить этих людей вместе, чтобы мы стали сильнее благодаря тому, что знаем друг друга и знаем, что есть ещё люди, которые делают то же самое.

Подобным же образом я не только соединяю людей, но и гораздо больше преподаю. Например, в эти выходные я был в Ломбардии, в Италии, обучал группу новичков, которые изучают стиль Укриса с самого начала, вместе со своими учениками, которые работают там. Я летал в Копенгаген, чтобы встретиться со старым другом, который был учеником моего учителя. Он был и моим студентом, но сейчас мы работаем над общими целями. Завтра я буду во Франции и встречусь со своими друзьями, которые тоже танцуют стиль Уркиса и с которыми мы вместе работаем над инициативой объединения стиля. Так что, да, время напряжённое – много перемещений, выступлений, преподавания и встреч с людьми.
– Звучит впечатляюще. Ты выступаешь и преподаешь по всему миру – можем ли мы говорить о том, что ты лидер стиля Уркиса сейчас?

– В одном интервью 2008 года мой учитель официально признал меня своим учеником и человеком, который перенял знание от него. Я был удивлен, когда увидел это. У нас состоялся разговор. Это было не просто для меня – понять, что это означает. Но я не вижу себя как лидера стиля Уркиса. Я больше вижу себя учеником своего учителя, на мне лежит ответственность за сохранение этого стиля. Чего бы это ни требовало, я постараюсь сделать все, что от меня зависит. Это также означает для меня необходимость поддерживать себя в форме и поддерживать отношения с другими последователями стиля. Я не хочу рассматривать себя как управляющего или руководящего, как лидера… я думаю, для меня легче держать фокус на том, что это работа, которую я должен выполнить, что это задачи, которые стоят передо мной, а не привилегия. Но, конечно, иногда я наслаждаюсь привилегией. И гораздо естественнее наслаждаться ей, когда делаешь это осознанно. Вот почему я стараюсь связать себя ответственностью и работой, которую я должен делать. Скажем так, я хочу оправдать решение моего учителя сделать меня своим официальным учеником и передать мне этот стиль. А он сказал, что отдает мне всё полностью, что он никогда не обучал никого всему, что знает, но меня он обучил и передал мне это.

– То есть это был подарок учителя?

– Да, это подарок. Это дар и я несу за него ответственность.

Из точки А в точку Я: между бухгалетрией, имейлами и желанием танцевать
– Дар учителя – это своеобразная точка Б, результат, к которому ты пришел сегодня. Мог бы бы рассказать, какой была точка А, где всё началось? Как ты пришёл в танго и какие этапы этого пути ты бы вспомнил сейчас?

– Когда я был студентом и изучал литературу и философию, я стал посещать разные мероприятия, встречался с друзьями, и на одном из них внезапно парни начали петь музыку танго. Танго всегда присутствовало в моей жизни, но разница была в том, что его в основном танцевали или слушали по радио люди старшего возраста, но тут вдруг я увидел, что мой друг, который был студентом факультета философии, мой ровесник, поёт музыку танго. Таким образом, танго внезапно стало более близким, чем когда-либо. Прежде, ты знаешь, я видел это только в людях, которые были намного старше. Итак, это был первый раз, когда я реально осознал, что танго было частью моей культуры и что оно было действительно близко мне. Затем у меня появилась возможность увидеть милонгу. Потом я стал встречать все больше и больше людей, которые танцевали, а потом они меня взяли с собой на милонгу, и я был поражён. Да, я попал в танго в основном благодаря тому факту, что увидел, что танго живо среди молодых людей в Аргентине, и это принесло его в мою жизнь. Есть длинная красивая история о том, как я пришёл в танго, которая описана в моем документальном фильме, но вкратце это история о том, что внезапно я оказался среди молодых людей и танго присутствовало среди них. И это было для меня удивительным открытием. Затем я начал больше углубляться в это, и однажды просто понял, что больше не могу остановиться. Я помню ту пятницу, помню тот день и то осознание. И с тех самых пор танго всегда было и есть в моей жизни.
– С какими сложностями ты столкнулся в своей танцевальной, творческой жизни и как преодолел их? Я спрашиваю, потому что замечаю, что больше всего вдохновляет не сам успех, а способность справляться с трудностями, не сдаваться и продолжать, что бы ни случилось. C какими препятствиями ты столкнулся и как справился с ними?

– Ну, в самом начале препятствием был тот факт, что у меня не было денег. Потом, я был очень худым и к тому же танцевал, как сумасшедший. Но я был без ума от танго и просто пытался справиться с этими обстоятельствами любым способом. Помню, был период, когда я заболел, и врач запретил мне танцевать, потому что я был тощим и недостаточно ел. Для меня это было действительно тяжело – остановиться на месяц и лежать выздоравливать. И я помню, что когда вернулся, то реально боялся танцевать снова. Чувствовал, как будто забыл всё. Но нет, два или три танца, и всё снова вернулось. Но я помню, что это был первый раз, когда я осознал, что моя связь с танго была очень сильной, потому что я действительно испугался, что потеряю её. Я всё время слушал музыку танго и представлял, как танцую, держал это в голове, и это было потрясающе. В тот период я понял, насколько танго было важно для меня. Я ещё не понимал, что оно будет значить для меня в будущем. Только знал, что это было важно.

Затем я начал путешествовать, и появилось много других проблем, таких, как культурные различия, к которым я должен был адаптироваться. Я должен был улучшать свой английский, должен был учить немецкий, должен был разговаривать на разных языках. Я вынужден был научиться приспосабливаться к разным культурным подходам и справляться с этим.

Когда я переехал в Германию, например, система была совершенно другой, чем в Аргентине. Пришлось разбираться, как платить налоги, нанять бухгалтера, оформлять страховку… Мне приходилось иметь дело с вещами, от которых я был очень далек. Я хотел только одного – танцевать. И вдруг я оказался в гуще документов, и это реально раздражало. Думаю, канцелярская работа была главным врагом моей танцевальной деятельности в последние годы: заниматься веб-сайтом, рассылкой информации, отвечать на имейлы. Ты знаешь, я бы предпочёл просто танцевать и преподавать, и всё. Но я должен делать сам многие вещи, которые мне не нравится делать. И поскольку я не эксперт в них, это занимает много времени. Если бы кто-то другой делал это, возможно это заняло бы у него треть или четверть времени, чем это обычно занимает у меня. Но тогда я должен платить за это. Я не всегда мог себе это позволить. Со временем я всё больше и больше вещей отдаю на аутсорсинг, но я долго делал всё сам и до сих пор есть вещи, которые делаю сам.

В моём случае самый большой вызов – это делегирование. Но в моем мире есть, например, административные задачи, встречи и всё такое. Я бы хотел днем бегать и танцевать, вечером преподавать, а ночью спать. Но мне нужно подписывать бумаги, проверять имейлы, писать людям и да, ещё вести обычную жизнь. Да, это самый большой вызов.
Искать баланс и слушать правильные голоса
– Если бы ты сегодняшний мог дать себе вчерашнему три совета, что это были бы за советы?

Во-первых, когда вы находите что-то, что вам нравится, не думайте слишком много обо всём остальном. Это как влюбиться. Проблемы появятся в любом случае, но чем меньше ты думаешь о том, что они появятся, тем дальше и быстрее продвинешься. Таким образом, проблем будет меньше. Так что, когда вы находите что-то, что вы любите, просто решайтесь на это. Я открыл это в танго. Я не знал, как буду финансировать это занятие, но я просто делал это. Шаг за шагом, я нашёл способ продолжать танцевать, и однажды появился шанс больше проявляться в этом. В смысле зарабатывать на танго и продолжать танцевать. Это первое, что я бы сказал себе применительно и к новым вещам, которые делаю. Когда я нахожу что-то, что мне нравится, не слишком много думать обо всём об этом, а просто решаться и делать.

Второе, что я бы сказал себе, нужно держать фокус больше на творчестве, чем на бизнесе. Я думаю, был момент, когда влияние проживания в Германии было настолько сильным, что я в некотором роде испугался. Общество здесь действительно привилегированное, но люди живут с огромным страхом – страхом потери. И у меня чувство, что это как-то связано с тем фактом, что они обладают слишком многим. Чем больше ты имеешь, тем больше ты беспокоишься о том, что можешь потерять, потому что тебе есть, что терять. Мне кажется, что я попал в эту ловушку. Я должен был быть более расслабленным в определённых вещах. Был момент, когда я слишком сильно хотел создать структуры, которые бы работали долгосрочно, и потерял время своего творческого пути. Я бы мог больше тренироваться и меньше планировать. Ок. Со временем это помогло мне разработать действительно ясное, скажем так, бизнес-сознание, но всё равно я буду стараться больше придерживаться творческого пути впредь.

И третий совет, который бы я дал, связан с первым и вторым: нужно искать способы поддерживать ваш собственный баланс. Это значит, что вы всегда должны действовать отважно, но не без уважения. Предлагать что-то другим, но также планировать то, что вы хотите делать. Вы должны бороться за что-то, но не без стратегии. Таким образом, вы всегда должны искать способ продолжать делать то, что вы делаете, и стараться обеспечить безопасность существованию своего дела. И, я думаю, для этого вам нужно изучать некоторые вещи за пределами вашего творческого пути. Это может быть изучение языков, изучение разных творческих подходов, поиск вдохновения за пределами вашей дисциплины. Если вы музыкант, может быть, вам стоит попробовать рисование, литературу, философию. В любом случае, вам нужно питание, вдохновение извне, примеры других людей, чтобы следовать им, когда у вас появляется проблема. И вы должны избегать мысли, что война идет вокруг вас. Поймите, война будет происходить и без вас. И всё что вы можете сделать, это учиться у неё. Сейчас я как раз нахожусь в поиске этого баланса. В основном я хочу быть танцором, но также продолжать учить и жить так, как я жил до сих пор, но может быть немного лучше. Благодаря тому, что у меня собственное творческое производство, мне никогда не приходилось заниматься чем-то ещё, кроме танго. И я действительно горжусь этим. Многие спрашивают меня, чем я занимаюсь. Что ж, я артист. "Да, я знаю, но я имею в виду, чем ты зарабатываешь на жизнь?" И я просто смеюсь: "Говорю же, я действующий артист!". Некоторые не верят в это, но да, я живу за счет своего творчества. Так что, да, мой третий совет – всегда искать внутренний баланс, слушать правильные голоса: без страха, но и без того, чтобы быть слишком на тестостероне и просто думать, что всё упадёт к твоим ногам. Нужно искать баланс.
Танцевать, чтобы быть живым
– Говоря об использовании и пользе. Мы живём в мире полезности. Ты также говорил, что архитектура вдохновляет тебя именно потому, что с одной стороны, она выполняет практическую функцию, и с другой экспрессивную. А какую функцию выполняет танго? Какую проблему решает? В чём его польза?

– Я думаю, что любая человеческая деятельность должна делать нас более человечными. Более человечными значит более живыми, мудрыми, глубокими. Танго это просто шанс для многих людей продвинуться дальше в человеческих возможностях. Некоторые используют для этого танго, некоторые рисуют, другие читают или пишут, третьи бегают, потому что они чувствуют себя более живыми в экстремальных ситуациях. Танго такое же, как многие другие способы. Ещё цель танго в том, чтобы дать людям шанс узнать друг друга лучше. Это не единственный способ, но это возможность для тех, кому подходит именно танго. Кто-то другой будет танцевать что-то другое и чувствовать себя по-другому счастливым. Но всё же я думаю, что цель танго, как и любой другой активности, углублять наше человеческое состояние и благополучие.

– Согласна. Слушай, я знаю, что у тебя есть опыт танцевания с людьми с ограниченными возможностями. Можешь рассказать, как это было?

– Да. Однажды меня попросили поработать с людьми с ограниченными возможностями. Я всегда хотел сделать какой-нибудь проект с молодыми людьми из неблагополучных семей или что-то подобное, но не преуспел с теми проектами. Однако внезапно был привлечен к работе в интеграционном доме. Это место, где у меня была студия, и там же были сотрудники с ограниченными возможностями. Появился шанс стать частью выступления с артистами, у которых есть определённая инвалидность. Меня спросили, могу ли я сделать что-то, связанное с танго. Мне это показалось потрясающим. Я чувствовал себя действительно взволнованным. Понял, что могу что-то дать. Идея, что я могу дать что-то этим людям, казалась мне очень, очень хорошей. Я чувствовал себя хорошим человеком. Сюрприз был в том, что после моей работы с ними я чувствовал, что это я был тем, кому что-то дали, а не они. Я был тем, кто учился у них, не они у меня. Эти люди имеют такую сильную биографию. Мы бесконечно далеки от понимания, насколько они удивительны, с чем им приходится бороться каждый день, каждый час. Мы не осознаем, какое потрясающее усилие им приходится прикладывать каждый раз, чтобы жить в счастье, потому что им всё достаётся с большим трудом. Сначала я думал, ок, я сделаю что-то хорошее для этих людей. Но потом я должен был быть благодарным, потому что это они сделали что-то хорошее для меня. Я на самом деле полон благодарности, но я не могу сказать, что даю им что-то, когда работаю с ними. Наоборот, многое получаю. Так что, до тех пор, пока они хотят, чтобы я с ними работал, я буду делать это с удовольствием. Я реально счастлив, что могу работать с людьми, которые просто отличаются от того, что принято называть "норма", потому что у них есть многое, что поведать.
Танготерапия
– Можем ли мы сказать, что танго – своего рода терапия? Исследования показывают, что во время танцевания танго наш мозг достигает того же состояния, как при медитации. Ты практикуешь и йогу, и танго, можешь ли ты сравнить и сказать, правда ли это? Ты переживаешь медитативное состояние во время танца?

– Мне кажется, что это как раз то, что захватывает многих людей в танго. Когда они учатся танцевать и оказываются на милонге, за 3 минуты они получают этот чрезвычайно особенный опыт. Это взрывает твоё сознание, да? Это совершенно отличается от нормальности. Они переживают действительно особенный опыт, танцуя с кем-то. Музыка прекрасна, а уж когда партнер подходит… Я думаю, что танго способно отправлять людей куда-то ещё.

– Как наркотики?

– Да, как наркотики. Или как воздух. Если ты гипервентилируешь лёгкие и получаешь прану, тогда ты можешь выйти за пределы себя в другое состояние сознания. Так что, да. Вообще-то наркотики использовались какое-то время назад для путешествий куда-то ещё. Разница только в том, что они регулировались священником или шаманом или племенным целителем, который давал правильную дозу, и это происходило лишь однажды, дважды или трижды в год, во время особых событий. А сейчас мы просто принимаем их сколько захотим, и это проблема. На самом деле, это важно – иметь моменты, когда ты отправляешься куда-то ещё.

– За мистическим опытом...

– Да, для того, чтобы получить мистический опыт, конечно. Но как я тебе сказал, можно достичь этого разными способами. Гипервентиляция лёгких – один из них, или… да, есть много способов. Вопрос в том, какова цель, зачем ты хочешь это сделать и как ты контролируешь это. И танго – это очень красивый способ взять паузу от нормальности. Ты танцуешь, и у тебя может быть красивый танец. И это потрясающе.
Право танцевать
– Как ты думаешь, каждый ли человек может танцевать?

– Я считаю, что самый большой враг возможности людей танцевать – это сами люди, их страх быть неспособными делать это. Люди сами на себя ставят клеймо: я плохой танцор, или я слишком высокий, или я не очень хорошо выгляжу, и так далее. Но как я говорил раньше, если ты хочешь что-то делать, ты должен просто пойти и делать это. И быть очень смиренным, понять, что в начале мы все ужасны в том, что мы делаем, до тех пор пока не начинаем делать это хорошо. Но ты должен пройти через это. Если же ты слишком боишься того, как будешь выглядеть и того, что будешь делать, тогда конечно, ничего не получится.

И ещё: есть разные уровни владения чем-либо. Ты можешь быть потрясающим артистом или можешь быть просто социальным танцором, и это тоже будет замечательно. Потому что если это делает тебя счастливым, нет такого условия, что ты должен быть хорош в том, что делаешь. Потому что, что значит быть хорошим? Если ты не так уж мастеровит и просто будешь самим собой, этого более чем достаточно. Ты делаешь это для себя, соревнуешься только с собой, а не с кем-то другим. Я думаю, у нас эпидемия сравнения себя с другими людьми. Это приносит много несчастья. Но так это работает, да? Однако я считаю, да, танец, танго, всё – для всех. Ты только должен выбрать, что лучше для тебя. Да, я думаю, что каждый может танцевать то, что хочет. Нужно только сделать выбор и всё. И если вы вовсе не хотите танцевать, это тоже нормально. Может быть, вы чувствуете, что лучше проявите себя в чем-то другом. Это же замечательно. Но было бы неправильно отказываться делать что-то только потому, что вы думаете, что у вас не получится. Я думаю, это худший выбор, какой только можно сделать в жизни – отказываться от мечты и рассуждать о том, что вы не можете делать. Потому что, я убежден, что сила воли и сила любви к делу настолько велики, что могут творить чудеса.

– Можешь рассказать о примерах чуда, когда танго изменило человека? Может быть, о ком-то из твоих учеников или друзей.

– Много примеров. Например, я знаю одного человека, который был уличным ребенком и стал очень известным танцором танго и фольклора. Это изменило его жизнь. Это дало ему дисциплину и цель. Не буду называть его имени, потому что не знаю, хочет ли он, чтобы о нем говорили. Он создал большую популярную милонгу в Буэнос Айресе, которая проходила на улице и работала годами. Он тоже танцевал на улицах, но также объехал весь мир. Он был постоянно занят этими вещами, но я знаю, что его жизнь в детстве была очень тяжелой. Но он открыл для себя фольклор, затем танго. Есть много таких историй. Танго внезапно дает тебе цель и позволяет почувствовать себя достойным, достойным счастья в жизни и также достойным давать и получать помощь.

– Ты же знаешь фильм Салли Поттер "Урок танго"? Какой урок танго преподнесло тебе?

– Ох, ок. Урок, который мне преподнесло танго, очень прост: я не должен терять фокус на моих целях. Иногда я хожу вокруг да около и теряю время. И это происходит в том числе потому, о чем я говорил вначале, что иногда мы боимся, что у нас не будет денег, не будет успеха и так далее. Но это иллюзия. Ты теряешь слишком много времени и слишком много энергии, и это действительно досадно. Мы должны быть более сфокусированы на том, чего мы хотим, быть более простыми и скромными, иметь меньше и следовать по намеченному пути к тому, что мы действительно хотим. Да, это то, чему меня научило танго.
Автор материала и перевод: Анна Батог
Редактор: Ира Новгородцева
Герой: Чиче Нуньес
Школа танго Чиче в Берлине:
https://urquiza.com
Фото из личного архива Чиче Нуньеса
5 декабря 2019