текст от а до я
Писательские техники VS письменные практики
О разнице, целях и пользе писательских техник, практик и упражнений

Автор статьи: Ира Новгородцева, основатель школы текста "Глаголица", специалист по тексту и коммуникациям
На сайте и в анонсах курсов мы часто пишем: "за 3 недели вы освоите 10 писательских техник" или "попробуете 5 базовых письменных практик...", а сегодня нас спросили: "есть ли разница? что лучше и что подходит именно мне?". Давайте разбираться вместе.
Писательские техники: группируем колеса, круги и сальто
Писательские техники — это способы написания текста и приемы, которые используются для создания текста. Ими могут быть специальные инструменты для описания героев, пространства, атмосферы, способы выстраивания сюжетной линии, диалогов, взаимодействия персонажей.

Примером может быть техника группировки. Для понимания напишите слово «круг» в центре чистого листа бумаги, а затем обведите его. Теперь запишите вокруг главного слова все связанные с ним ассоциации. Обводите каждое новое слово и соединяйте его с главным. Вскоре вы заметите, что эти слова вызывают у вас новые ассоциации. Например, слово «круг» ассоциируется со словом «вращаться», а оно, в свою очередь — со словами «сальто» и «колесо». Если одна ассоциация вызывает цепь других ассоциаций, необходимо записывать всю цепь ассоциаций, даже те, которые кажутся совершенно неуместными. Потом вернитесь к слову «круг» и продолжайте записывать все связанные с ним ассоциации. Не заботьтесь о том, что из всего этого получится. Поработайте так 4-5 минут. Когда закончите, обратите внимание на то, что вся группа мыслей порождена одним словом!

Методом группировки часто пользуется Люда Боталова, участница наших писательских завтраков #булочкистекстом, писатель и поэт:

«Мне вспомнился урок геометрии, на котором мы учились пользоваться циркулем. Да и да, вы все правильно поняли, мы чертили круги. Сначала они были больше похожи на лепешки или на яичные желтки на сковородке, когда протыкаешь их вилкой. Тык – и желтая краска вытекает на белый холст. Красиво, но если желток слишком изжарится, то невкусно. А еще я вспомнил слово циркулярка. Это круг, которым можно отпилить себе пальцы или даже руку целиком, если постараться. Но в таких делах обычно никто не старается, люди же не чокнутые, тогда бы всем пришлось жить в палатах, а у нас и так не хватает свободных мест. И это место, где стояла циркулярка, тоже называли циркуляркой, там пахло такими же стружками, как и в воспоминаниях Мо, и через щели в досках светило солнце, а древесная пыль светилась ярче обычной. Вот так красиво, представляете? И конечно я никогда не видел окровавленной древесной пыли. Она была золотой».

Фрагмент романа Люды Боталовой, прочитать больше можно здесь.
фотография с писательского завтрака #булочкистекстом от школы текста "Глаголица" в Тюмени (завтраки проходят регулярно в 5 странах и 20 городах мира)
Писательские упражнения для настоящих творцов и креаторов
Для освоения писательских техник на наших марафонах мы часто предлагаем писательские упражнения. Например, мы тренируемся с "писательской камерой": пробуем макро- и микросъемку, описываем детали сверху, снизу и со стороны, отдаляемся и приближаемся к объектам, фокусируемся на героях или декорациях.

На писательских завтраках #булочкистекстом мы любим играть и экспериментировать со словами, часто используем упражнение "писательская солянка": хаотично выбираем не связанные друг с другом слова, например, инагурация, скрипка и трясогузка, и пишем с ними тексты. Получаются живые юмористические, прозаические, а порой даже стихотворные произведения.
А зачем упражняться?
Одни обходят их стороной, говоря: «писательство не для меня/ нет фантазии и воображения». Другие предпочитают «не терять времени зря» и сразу браться за серьезные тексты. Но практика показывает, что именно писательские упражнения помогают в формировании навыка и привычки.

Во-первых, они тренируют воображение и креативное мышление. Согласитесь, не каждый день вы думаете о судьбе трясогузки, что играет на скрипке во время инаугурации? А подумать об этом, представить, развить события, закрутить сюжет, свести героев, кульминацию и развязку — вот уж настоящая задачка для мозга! Сначала может показаться трудно, но со временем и практикой такие упражнения становятся обыденностью, помогают расслабиться и поднимают настроение.

Во-вторых, писательские упражнения освобождают от страха чистого листа, отключают внутреннего критика, помогают писать и жить легче. Эти навыки важны и нужны не только в писательстве, но и за пределами тетрадных страниц.

В-третьих, такие упражнения помогают вам услышать писательский голос, найти свой авторский стиль. Именно в игровых упражнениях, где все можно, вы начинаете играть, творить и проявляться так, как вам хочется, так, как вам подсказывает внутренний Творец. Часто после таких упражнения ученики «уносят» в серьезные, коммерческие тексты незаурядный стиль повествования, небанальные сравнения и обороты.
Письменные практики на все случаи жизни
Письменные практики — это упражнения, которые не связаны с писательским ремеслом. Чаще всего эти практики помогают в самопознании, решении внутренних вопросов, налаживания контакта с собой.

Спектр письменных практик широк, мы часто используем их для решения конкретных задач. Например, есть письменные практики:

- для расслабления и снятия стресса;
- для работы с чувствами и эмоциями;
- для «выпуска» гнева, агрессии;
- для освобождения от обид, чувства долга и вины;
- для работы со страхами и сомнениями;
- для решения внутренних конфликтов;
- для принятия важных решений, действий;
- для постановки и достижения целей;
- для налаживания отношений с близкими;
- для самопознания и налаживания отношений с собой;
- для исполнения желаний и другие.

Среди базовых письменных практик отметим фрирайтинг. Эта самая простая, но в то же время самая эффективная и многофункциональная практика для 1) снижения уровня стресса, 2) решения задач, 3) генерации новых идей, 4) самонаблюдения, 5) самопознания. Регулярные занятия фрирайтингом (от 15 минут каждый день) гарантированно дадут вам ответы на вопросы: как я сейчас? что со мной происходит? чего я хочу и как этого достичь? чего я не хочу и как этого не допустить? Подробные инструкции к практике вы найдете здесь.

Одна из любимых практик — текстопрограммирование. Это метод, который помог осуществить уже несколько маленьких и больших желаний – нам и нашим ученикам. Подробнее о методе и работе префронтальной коры читайте здесь.

Вдохновение и большой прилив радости всегда дарят письма в будущее – практика, которую я открыла для себя несколько месяцев назад, благодарю сервису Future Me. На этом сайте вы сможете написать письмо, которое придет вам на электронный ящик через 1, 3 или 5 лет. Просто попробуйте! Поговорите с собой, скажите себе те самые, важные слова, подарите себе время. Уверена, эта практика не оставит вас равнодушными.
Где заняться письменными практиками?
Писательские упражнения и письменные практики доступны вам в режиме онлайн и оффлайн. Если вы любите творить и играть в живой компании единомышленников — приходите на наши завтраки #булочкистекстом. Встречи проводятся регулярно, по выходным в 20 городах мира. Прийти может каждый желающий, независимо от пола, возраста, сферы деятельности и опыта в текстах. Это встречи для тех, кто хочет создавать и творить.

Интенсивы по текстам онлайн, минимум теории и максимум писательских техник и письменных практик – на наших текстомарафонах #текстолето и #текстозима.

Что же выбрать именно вам? Мы советуем попробовать все, прежде чем выбирать. А лучше – не выбирать, а использовать инструменты по назначению: писательские техники – для развития креативного мышления и легкости в письме, письменные практики – для самопознания и налаживания отношений с собой. Позвольте себе все и разрешите себе писать тексты.

Ждем вас в текстосемье!
фотография с писательского завтрака #булочкистекстом от школы текста "Глаголица" в Тюмени (завтраки проходят регулярно в 5 странах и 20 городах мира)
Занимайтесь текстом и будьте здоровы!
основатель школы текста "Глаголица", автор курса #текстотерапия, специалист по тексту и коммуникациям