текст от а до я
Абзац дело тонкое
Абзац в художественных текстах

Абзац – всему голова
В предыдущих материалах мы раскрыли кражу в интернете и разобрались, почему строка красная, а не зеленая. Сегодня узнаем, как акцентировать внимание читателя и вызывать эмоции.

В отличие от деловых текстов, где абзацы выделяются "по ГОСТам" и выполняют функцию гидов, художественные, публицистические и «свободные» тексты (дневники, личные посты для социальных сетей) превращают абзац в гибкий материал с широким арсеналом возможностей. С его помощью авторы расставляют акценты и провоцируем читателя на самые разные эмоции.

И если уж мы перешли на метафоры, то созрело такое сравнение:

В деловых, научных текстах абзац похож на звучание марша четкий, строгий и единообразный.

В художественный текстах абзац, скорее, сравним с мотивами Баха или Бетховена он то растягивается, то замирает, то укорачивается, то удлиняется... в общем, никакой четкой формулы, свобода творчества и воображения.

Посмотрим на примерах.
Гримерша Людмила Борисовна усадила меня перед зеркалом. Некоторое время постояла у меня за спиной.

— Ну как? — поинтересовался Шлиппенбах.
— В смысле головы — не очень. Тройка с плюсом. А вот фактура -потрясающая.

При этом Людмила Борисовна трогала мою губу, оттягивала нос, касалась уха.

Затем она надела мне черный парик. Подклеила усы. Легким движением карандаша округлила щеки.

— Невероятно! — восхищался Шлиппенбах. -Типичный царь! Арап Петра Великого...

Потом я нарядился, и мы заказали такси. По студии я шел в костюме государя императора. Встречные оглядывались, но редко.

Шлиппенбах заглянул еще к одному приятелю. Тот выдал нам два черных ящика с аппаратурой. На этот раз — за деньги.

Сергей Довлатов, «Чемодан»
Ах, хорош Довлатов! Не зря в разделе "любимых" авторов.
Что видим?

Во-первых, абзацы акцентируют наше внимание на действиях героев. Автор отдельной строкой выделяет, как

Гримерша Людмила Борисовна усадила меня перед зеркалом
Людмила Борисовна трогала мою губу, оттягивала нос, касалась уха
по студии я шел в костюме государя императора
приятель выдал нам два черных ящика с аппаратурой.

Я неслучайно пишу «как», потому что мы будто смотрим фильм, проматываем пленку из кадров. Абзацы здесь растягивают повествование, превращают его в процесс. Дробление текста на отдельные предложения показывают значимость каждого фрагмента, каждого отдельного события этого эпизода.

Автор ставит акценты: как камера, он фокусирует наше внимание сначала на гримерше, потом на ее странных действиях (трогала мою губу, оттягивала нос), затем – на «дефиле» героя по коридоре в костюме императора.

В совокупности акценты рисуют нам общую атмосферу описываемой сцены, показывают нелепость, комичность происходящего. За счет диалогов и коротких абзацев текст получается живым, легким и настоящим.

Во-вторых, абзац служит средством отграничения:

- авторской речи от речи персонажей (диалоги),
- речи одного персонажа от речи другого,
- монологической речи на отдельные отрезки.

Отсюда следует, что в художественных и публицистических текстах абзац выполняет экспрессивно-эмоциональную и акцентно-выделительную функции.

Что важно:

- абзац в художественных и публицистических текстах служит для выделения ключевых мыслей, акцентирования внимания на важных фрагментах текста;

- вызвать эмоции у читателя можно с помощью абзацев, состоящих из одного предложения, коротких абзацев-вопросов или абзацев-утверждений.

- между прямой речью и косвенной речью отдавайте предпочтение первой. Диалоги (с длинными тире) привлекают внимание читателя, делают текст живым и более динамичным. Может быть, потому, что это похоже на переписку в мессенджере? :)

Марина цветаева:
Где лебеди?
Support:
А лебеди ушли.
Марина Цветаева:
А вороны?
Support:
А вороны остались.
Последний красноречивый аргумент в пользу абзацев:
Текст без абзацев

В Пушкинских Горах – зима. Робкая, так и не набравшая смелости, без сугробов и белых шапок на деревьях, без студеного пара и изморози. Лишь по утрам морозец слегка щекочет ноздри, и тогда под еще неярким по-февральски солнцем все светлое озарено чуть розоватым тоном – и беленые дома, и тоненький полог снега на крышах, и стены Святогорского монастыря, куда 136 зим назад лютым февралем скрипучие сани привезли тело Пушкина. В небытие? В бессмертие. Михайловские рощи без снеговых уборов проглядываются насквозь. Савкина горка с часовней, где мечтал Пушкин устроить свой кабинет, щетинится на склонах островками бурых трав. Видно отсюда далеко вокруг, пожалуй, дальше, чем летом. Но все кажется ближе – и Тригорское, и самая крайняя кромка леса, замыкающая горизонт. Лишь у берегов льду удалось сузить и без того неширокую Сороть, но прозрачны до дна ее темные струи у деревянных мостков прямо под домом поэта. А у самого дома в благостной тишине весело вызванивает капель – будто совсем весенняя, когда солнце поднимается выше. И когда недолгий вечер перемешивает свои спокойные тени с дневными, все темное постепенно как бы растворяется в ночи, а белизна полей похожа на белизну чистого листа бумаги или холста, ждущего кисти художника
Тот же самый текст с абзацами

В Пушкинских Горах – зима. Робкая, так и не набравшая смелости, без сугробов и белых шапок на деревьях, без студеного пара и изморози. Лишь по утрам морозец слегка щекочет ноздри, и тогда под еще неярким по-февральски солнцем все светлое озарено чуть розоватым тоном – и беленые дома, и тоненький полог снега на крышах, и стены Святогорского монастыря, куда 136 зим назад лютым февралем скрипучие сани привезли тело Пушкина.

В небытие?

В бессмертие.

Михайловские рощи без снеговых уборов проглядываются насквозь. Савкина горка с часовней, где мечтал Пушкин устроить свой кабинет, щетинится на склонах островками бурых трав. Видно отсюда далеко вокруг, пожалуй, дальше, чем летом. Но все кажется ближе – и Тригорское, и самая крайняя кромка леса, замыкающая горизонт. Лишь у берегов льду удалось сузить и без того неширокую Сороть, но прозрачны до дна ее темные струи у деревянных мостков прямо под домом поэта. А у самого дома в благостной тишине весело вызванивает капель – будто совсем весенняя, когда солнце поднимается выше.

И когда недолгий вечер перемешивает свои спокойные тени с дневными, все темное постепенно как бы растворяется в ночи, а белизна полей похожа на белизну чистого листа бумаги или холста, ждущего кисти художника (Неделя. 1973. 18–25 февр.).

Выводы:
1) абзацам - быть!
2) чтению хорошей литературы (для вдохновения и поиска примеров) - быть, быть, быть!
3) текстам об абзацах - больше не быть.
А лучше писать дозами (иначе слова вроде абзаца кажутся ругательными).

Фух. Разобрались.
В следующем материале читайте про буквы - большие и малые.

На прощание немного арт-хауса и лирики: