текст от а до я
Абзац.
Почему красный, а не зеленый?
Абзац многоликий

Почему красная строка зовется красной, а не белой или зеленой?

В предыдущем материале мы выяснили, что абзац – вещь в быту незаменимая :) Напомню главный вывод: текст, равномерно разделенный на предложения-абзацы-главы, усваивается намного быстрее и проще.
В этой статье рассмотрим значения абзаца и его роль в деловых текстах.
Абзац многоликий
У термина есть два основных значения:

1) Абзац – отступ в начале строки.

2) Абза́ц (нем. Absatz — раздел, часть текста) — отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений.

В первом случае абзац тождественен примитивной «красной строке» и не требует особых пояснений.

Во втором случае абзац является единицей членения текста, промежуточной между фразой и главой. Он служит для группировки однородных единиц изложения, как правило, раскрывает одну основную мысль. Однако в зависимости от вида текста абзац выполняет разные функции и, подобно хамелеону, меняет свои характеристики.

Рассмотрим на примерах.
Веди меня за руку
В составлении деловых, научных и официальных текстов, а также в заметках, пресс-релизах и журналистских статьях абзац играет роль путеводителя.
Рассмотрим на примере:
Русское слово имидж происходит от английского image – «образ», «изображение», «отражение».

Имидж бренда – это упаковка обещаний бренда для доставки по каналам нашего восприятия в мозг (визуальный образ, звук, вкус, запах).

Упаковка для одних и тех же обещаний может быть разной. Например, обещание бренда «верность» можно показать и через собаку Хатико, и через любящую женщину, и через бабушку, ожидающую внука, через фаната команды, который болеет за нее до старости, через лебедей, волков и еще множество вариантов.

Приведем пример. Мы помним известный рекламный персонаж – ковбоя Мальборо, созданного агентством Leo Burnett в 1955 году. Не все знают, что первоначально продукция Marlboro предназначалась для женщин, – неслучайно в качестве названия фигурировало имя известного в истории соблазнителя герцога Мальборо, и даже специально разработанный красный фильтр был неслучаен – на нем не были заметны следы яркой губной помады.

Ника Зебра, Андрей Рябых, «Персональный бренд»
На примере видим, как с помощью грамотного деления текста на абзацы автор ведет не только логичное повествование, но и читателя – за руку: от первой мысли ко второй, от второй к третьей и так далее. Достаточно просмотреть абзацы «по диагонали», чтобы выстроить цепочку взаимосвязей: имидж – образ – упаковка – ассоциативный ряд.

Таким образом, доказываем, что абзац в деловых и информационных текстах выполняет логико-смысловую функцию и упрощает восприятие текста.

Выделим главное:

- 1 абзац = 1 главная мысль

- 1 абзац не более 5 предложений (или не более 7 строк)

- предложения внутри абзаца выстраиваются друг за другом системно и последовательно, раскрывая одну главную мысль;

- абзацы следуют друг за другом так же стройно и последовательно, разворачивая повествование в рамках главы/ текста, раскрывая главный замысел текста/ основную мысль, идею главы.

С логико-смысловой функцией в деловых текстах также отлично справляются булиты, числительные (пункт 1, пункт 2, пункт 3) и вводные слова – во-первых, во-вторых и т.д.

Надеюсь, из вышесказанного ясно, что не только у каждого текста, но и у каждого абзаца должна быть ясна главная мысль. Сам автор должен четко понимать, о чем и зачем он пишет текст.
P.S. Почему строка красная, а не зеленая?
Есть две теории.

Первая гласит, что в древние времена книги были рукописными и текста писались черными чернилами, а вот заглавные буквы, которые стояли в начале книги, или какого то блока книги, писались красными чернилами. Сами заглавные буквы были большими и после них только начинался мелкий черный шрифт. Красная первая буква — «красная строка». Логично и правдоподобно.

Согласно второй версии, заглавные буквы не всегда были красными, но почти всегда были красивыми, узорными, интересными. От слова красивый и пошло красный. Помните в сказках говорили «красна девица»? Это не от того что лица у девушек были красными, а из-за того что девушки были красивыми. От этого и получается, красивая буква — «красная строка».